Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование умения самоконтроля творческой деятельности обучающихся объединения восточного танца «Беллиданс» МБУ ДО ДДТ №2 г. Заполярный

Формирование умения самоконтроля творческой деятельности обучающихся
объединения восточного танца «Беллиданс»
МБУ ДО ДДТ №2 г. Заполярный

Педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ №2 г. Заполярный Смолькина О.В.

От способности обучающегося к самоанализу и самоконтролю зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности педагогом. Самоанализ и самоконтроля предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.

Самоанализ и самоконтроль предполагают:

- определение отношения к себе и своей творческой деятельности

- умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда

- создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей деятельности.

Задачи:

1.Формировать у обучающихся умение контролировать свои движения непосредственно в ходе занятия, выполнения основные (базовые) хореографические движения восточного танца, связки и комбинации.

2. Формировать умение оценивать свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно, зная критерий оценки и требования к выполнению движений.

Существуют две формы самоконтроля:

1.Внешняя (осознаваемая) произвольная.

2.Внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

1-й этап. Обучающиеся учатся понимать и принимать контроль педагога

Для этого, доказываю обучающимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения:

- знакомлю обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщаю обучающимся, после каких этапов учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

- выставляя ту или иную оценку, объясняю ее, исходя из критериев оценки;

- прошу обучающегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

- прошу обучающегося оценить деятельность участника группы объединения восточного танца «Беллиданс», опираясь на указанные мною критерии;

- учу обучающихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап. Обучающейся должен научиться наблюдать и анализировать
учебную деятельность своих согруппниц

Для этого практикую взаимопроверку обучающих исполнения танцевальной композиции. В процессе взаимопроверки обучающиеся сверяют, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена:

а) девочки исправляют собственные ошибки и недочеты самостоятельно и с помощью педагога и согруппниц;

б) демонстрируют улучшенные результаты;

в) закрепляют в танце под счет и музыку.

При взаимопроверке обучающиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно изучен танец, может ли обучающийся самостоятельно исправить свои ошибки, может ли проанализировать чужую работу. Практикую исполнение танца по линиям, партиям, сольно. Остальные обучающиеся в это время наблюдают за работой своих подруг. После окончания подобной работы - обсуждение всей группой, каждое решение проблемы оценивается, его выбор обосновывается.

Поэтому в своей практике на этапе совершенствования танцевальной композиции
считаю необходимым:

1.Предлагать обучающимся:

оценить исполнение танца соло, по линиям, партиям, подгруппой

задать им вопросы, сделать замечания по существу танца, высказать свои соображения относительно полученного результата, хода решения ошибок.

2. Демонстрировать обучающимся типичные ошибки

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе другого гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап. Научить осуществлять наблюдение за своей деятельностью,
ее самоанализу, самооценке и самокоррекции.

Для формирования у обучающихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности стремлюсь:

1.Вырабатывать у девочек привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения:

Например, в технике, лексике восточного танца:

основные (базовые) хореографические движения восточного танца

связки и комбинации разных уровней.

2. По возможности дать обучающейся найти свою ошибку

3. Не спешить с упреками, не обвинять обучающуюся в стремлении завысить свою оценку, если допускает ошибки в самооценке. В таком случае вместе с ребенком, при обнаружении трудностей запоминания движений, счета в танце, 10-20 раз активно повторить технику отдельного движения, фрагмент танца под счет и музыкальное сопровождение

4. Приучать обучающихся контролировать свою деятельность по текущему и итоговому результату.

Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагаю несколько:

- прийти на индивидуальное занятие;

- попросить помощь у согруппнице, обладающей высоким уровнем знания

- самостоятельно отработать неустойчивый навык движения, опираясь на видеоматериал

- продемонстрировать результат

Так участница объединения контролирует свои ошибки и учится спрашивать себя:

"Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

Таким образом:

1.Обучающияся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей деятельности в обучении восточному танцу

2. У девочки формируется стремление выполнить определенную работу после того, как она поняла и приняла ошибки

3.Побуждает обучающихся «Беллиданс» постоянно спрашивать себя:

«Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»

Литература:

1. Алгушаева В.Р. Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность: Дисканд. пед. наук. СПб, 1997. 193 с.

2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М., 1984. 68 с.

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 539 с.

4. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. 96с.

5. Ю.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л.: Ин-т мозга, 1935. -Т. 4.146 с.

6. П.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

7. Бобришвили Д.Г. Формирование контроля и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф. . канд. пед. наук. Тбилисси, 1982. 27с.

8. Бочарова Е. П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: Автореф. . канд. пед. наук. Л, 1985. 23 с.

9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика, 1995. -№ 1.29-39 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: ДДТ2 (14.05.2019)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0